Автоматическая система обнаружения пожара в помещении

По результатам проектирования разработана рабочая документация на оснащение системой пожарной сигнализации ПС ТРЦ.

проект АПС ПСД

Оснащение спроектированной системой пожарной сигнализации

ПСД сигнализации

Проектом предусматривается оснащение системой сигнализации о возникновении пожара ПС ТРЦ (далее Объект). В соответствии с заданием на проектирование и действующих норм, система ПС проектируется для ранней стадии обнаружения очагов возгорания дымовыми, ручными извещателями о возникновении огня и управления инженерными сетями при возгорании (вентиляция, дымоудаление, противопожарный водопровод установки тушения, лифты и т.п.) в подземной автостоянке комплекса ТРЦ.

проект АУПС сигнализации о пожаре

После обнаружения возгораний установка ПС обеспечивает выдачу управляющих команд на установку оповещения и управления эвакуацией СОУЭ, на оборудование относящееся контроля и ограничения доступа ОСКД и систему автоматики противопожарной защиты АПЗ, обеспечивающую управление инженерными сетями здания, задействованными при появлении огня.

В венткамерах и др. помещениях для инженерного оборудования ТРЦ, в которых отсутствуют горючие материалы, а также в помещениях с мокрыми процессами (санузлы, насосные, и др.) автоматическая пожарная сигнализация не предусматривается.

НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ И ОСНОВНЫЕ РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В ПРОЕКТЕ

АПС Объекта ТРЦ разрабатывается на основании задания Заказчика и действующих норм на территории РФ и подразделяется на подсистемы: Подсистема ПС1 - подземная автостоянка, проектируемая в настоящем проекте.

функциональная схема АУПС в помещении

В соответствии с п. 3.3 МГСН 5.01.01 Стоянки легковых автомобилей, подсистема ПС1 проектируется автономной от других систем здания на базе оборудования фирмы Honeywell США. Установка ПС организуется на базе адресно-аналоговой ПБ панели XLS-80-4L маркировка АРК1;

Стационарное центральное оборудование ОПС в составе:

  • пож панель ARK1;
  • модули управления оборудованием оповещения и управления эвакуацией, разблокировки путей эвакуации путей на ОСКД - ТС810Е1040. Стационарное центральное оборудование подсистемы ПС1 размещается в помещении охраны на этаже -1.

Подсистема ПС1 предназначена для раннего обнаружения очага возгорания в защищаемых помещениях автостоянки и выдачи сигналов, в случае пожара:

  • на включение в работу СОУЭ 4-го типа в соответствии с НПБ 104-03;
  • на систему ОСКД (разблокировка эвакуационных дверей);
  • на установку АПЗ автостоянки (проектируется по отдельному проекту);
  • выдачу сигнала Пожар на пост подразделений МЧС г. Москвы (из помещения);
  • Для автоматического обнаружения возгорания в помещениях автостоянки предусмотрены аналоговые (не адресные) дымовые (оптико-электронные) адресные извещатели фирмы SystemSensor Россия серии ПРОФИ ИП 212-73 маркировка xBTHx.xx.xx.

ИП212-73 неадресный дымовой извещатель со стабилизацией чувствительности и с возможностью точной установки трех уровней: повышенная - 0.08 дБ/м; стандартная - 0.12 дБ/м; пониженная - 0.16 дБ/м (по НПБ65-97 допускается установка чувствительности в диапазоне 0,05 - 0,2 дБ/м). Так же он имеет функцию автоматизированного контроля работоспособности (загрязнение дымовой камеры, падение чувствительности). Контроль относительной величины контролируемого параметра осуществляется посредством МПДУ (многофункционального пульта дистанционного управления).

В ИП212-73 реализован алгоритм автоматической компенсации запыленности дымовой камеры с возможностью контроля ее уровня ПМДУ используется специализированная микросхема с 8-и разрядным (256 дискретов) аналогово-цифровым преобразователем АЦП, со сложным алгоритмом обработки данных, с каналом связи для считывания информации и для перепрограммирования установок параметры ИП 212-73 (режимы работы извещателей, даты выпуска и технического обслуживания) хранятся в энергонезависимой памяти EEPROM емкостью 128 бит.

Запись и считывание установок извещателя ИП 212-73 производятся через индикатор извещателя. Режим работы извещателя индицируется двухцветным светодиодом. Тестирование ИП 212-73 возможно с расстояния до 6 м лазерным тестером ЛТ. Инфракрасный ретранслятор ИКР с трехметровой телескопической штангой XP-3 позволяет снимать, устанавливать, тестировать и перепрограммировать извещатели ИП 212-73 на высоте до 4,5 метров в процессе эксплуатации. Для установки и съема извещателей можно использовать так же съемник XP-L. Расширенный диапазон рабочих температур от -30°C до +70°C, сейсмоустойчивость до 8 баллов, имеет сертификат ССПБ.

  • Дымовые извещатели монтируются в ТРЦ при помощи монтажных баз B401 открыто на перекрытии (потолке).
  • Шлейфы с дымовыми адресные извещателями подключаются к интерфейсным, адресно-аналоговым модулям субшлейфа: - тип. TC841E1019 (маркировка xSUBx.xxx).
  • Помещения тех. назначения ТРЦ (электрощитовые, трансформаторная подстанция и т.п.) оборудуются дымовыми адресно-аналоговыми извещателями, тип TC806E (ионизационный датчик дыма).

Дымовые извещатели содержат чувствительную оптическую камеру и работает на принципе рассеяния света, рабочее напряжение 15-28 В постоянного тока, потребляемая энергия: 5 мА при срабатывании сигнала тревоги с фиксацией светодиодов при максимальном токе при наблюдении 0.2 мА, Номинальная чувствительность: 2% /фут ± 2%, индикаторы и переключатели:

  • 2 светодиода видимые под углом до 360°, размещенные с противоположных сторон головки датчика;
  • светодиоды мигают в нормальном режиме и фиксируются в состоянии опасность возгорания;
  • При необходимости (например, в спальном помещении) мигание светодиодов можно отключить;
  • Двухдекадные переключатели для установки адресов датчика 01-99.
  • Дымовые извещатели монтируются при помощи монтажных баз 14506414-007 006 открыто на перекрытии и фальшпотолках ТРЦ.
  • На путях эвакуации, у каждого выхода и на лестничных площадках ТРЦ на высоте 1,5 м от уровня чистого пола на стене устанавливаются адресные ручные извещатели ПИ SSDH500KAC в боксах для поверхностного монтажа SSD SR2T-P (маркировка xBTMx.xxx). Ручные извещатели включаются в шлейфы кольцевого типа. Расстояние внутри автостоянки между ручными извещателями не превышает 50 м.
  • Для локализации короткозамкнутых участков шлейфа используются встроенные в модули мониторинга, субшлейфа, управления блоки изоляции.
  • Адресно-аналоговые ручные извещатели, модули мониторинга, субшлейфа включаются в ШПС станции обозначаемой ARK. Тип шлейфа сигнализации - кольцевой

Станционное оборудование подсистемы ПС1

Панель управления ARK обеспечивает:

  • надежное и быстрое срабатывание извещателей и определение точного места возникновения пожара;
  • регулирование порога срабатывания каждого адресно-аналогового извещателя в зависимости от загрязнения с индикацией предельного состояния;
  • непрерывное диагностирование оконечных устройств и шлейфов сигнализации на определение обрыва или короткого замыкания;
  • соответствующую звуковую и световую сигнализацию;

Панель контрольная ARK объединена в сеть по внутреннему кольцевому интерфейсу “Peer-to-Peer” между всеми управляющими станциями объекта ТРЦ . Сеть “Peer-to-Peer” может поддерживать до 100 узлов и максимум 32 управляющих панели XLS80e, подключенных с помощью плат XLSNET.

Платы XLSNET сочетают высокую скорость и робастную коммуникацию, обеспечивая возможность программирования причин и следствий в масштабах всей сети контрольных панелей. Сеть панелей управления объекта ТРЦ совмещена с графическим интерфейсом пользователя GUI в СКАДА Honeywell Интегратор зданий предприятия EBI, обмен данными осуществляется через открытый протокол OPC RS-232.

Интерфейсный канал связи “OPC2net” позволяет выводить на экране АРМ1 сообщения об отказах каждого отдельного датчика/модуля как в текстовом, так и в графическом форматах. Организация подсистемы АПЗ обеспечивается интегрировано с АПС, посредством модулей управления и мониторинга, включенных в адресно-аналоговые ШПС панели ARK1.

СЦЕНАРИЙ РАБОТЫ

Дежурный режим

Автоматический контроль адресных шлейфов сигнализации на обрыв или короткое замыкание с передачей всей информации о состоянии на контрольную панель ARK1;

  • Автоматический контроль на обрыв и короткое замыкание соединительных линий (линий связи между адресными модулями управления и мониторинга).
  • Автоматическое диагностирование состояния дымовых адресно-аналоговых извещателей (состояние запыленности (уровень1. критический уровень)).

Режим Пожар

Автоматические адресные извещатели объединены в следующие логические группы:

Группа 1. адресно-аналоговые, дымовые извещатели устанавливаемые в помещениях автостоянки (пом. связи, тамбур - шлюзах, пом. лифтовых холлов, помещение хозяйственного инвентаря, пом. коридоров, электрощитовых и т.п.) не зон дымоудаления.

Группа 2. аналоговые дымовые извещатели устанавливаемые в пожарных отсеках автостоянки 1.5, рампе. (в зонах дымоудаления); Группа 3. - ручные адресно-аналоговые извещатели устанавливаемые на внешних выходах, путях эвакуации, лестничных клетках.

Сигнал Пожар в 1-ой группе:

Формирует сигнал при срабатывании одного и более извещателей в группе:

  • Отключение приточной и вытяжной вентиляции с закрытием клапанов ОЗК всех этажей автостоянки,
  • Отключение воздушного отопления;
  • Включение системы оповещения и управления эвакуацией автостоянки;
  • Подъем лифтов на первый эвакуационный этаж;
  • Закрытие противопожарных ворот, включение воздушных завес - на отсечение рампы (уточняется в разделе АПЗ);
  • Разблокировка эвакуационных дверей;
  • Светозвуковая сигнализация с выводом зон возгорания на ж/к дисплее панели ARK1 и мониторе АРМ1, установленном в помещении диспетчерской блока;
  • Передача сигнала на пульт черезвычайных подразделений г. Москвы по телефонной линии из помещения диспетчерской блока.
  • Документирование, архивирование состояния платформы и при необходимости, вывод на печать на принтер.

Сигнал Пожар во 2-ой группе

Формирует сигнал при срабатывании одного и более аналоговых ДИП извещателей одновременно в 2-х шлейфах:

  • Отключение приточной и вытяжной вентиляции с закрытием клапанов ОЗК всех этажей автостоянки;
  • Отключение воздушного отопления;
  • Включение установки подпора воздуха ПВ с открытием клапанов ПВ (в пределах пожарного отсека с зарегистрированным возгоранием);
  • Включение машин дымоудаления ДУ с открытием зонных клапанов ДУ;
  • Включение установки оповещения и управления эвакуацией автостоянки;
  • Подъем лифтов на первый эвакуационный этаж;
  • Включение дренчерных завес относящихся к АВПТ;
  • Закрытие огнестойких ворот, включение воздушных завес - на отсечение рампы (уточняется в разделе АПЗ);
  • Разблокировка эвакуационных дверей;
  • Светозвуковая сигнализация с выводом зон возгорания на ж/к дисплее панели ARK1 и мониторе АРМ1 установленном в помещении диспетчерской блока;
  • Передача сигнала Возгорание на пульт подразделений г. Москвы по телефонной линии из помещения диспетчерской блока.
  • Документирование, архивирование состояния комплекса оборудования и при необходимости, вывод на печать на принтер.

Сигнал Пожар в 3-ей группе

Формирует сигнал при срабатывании одного и более ручных извещателей в группе:

  • Отключение приточной и вытяжной вентиляции с закрытием клапанов ОЗК всех этажей автостоянки,
  • Отключение воздушного отопления;
  • Включение вентмашин подпора воздуха ПВ с открытием клапанов ПВ ;
  • Включение оборудования дымоудаления ДУ с открытием зонных клапанов ДУ;
  • Включение установок оповещения и управления эвакуацией автостоянки;
  • Подъем лифтов на первый эвакуационный этаж;
  • Включение дренчерных завес из раздела АВПТ;
  • Закрытие противопожарных ворот, включение воздушных завес - на отсечение рампы (уточняется в разделе АПЗ);
  • Разблокировка эвакуационных дверей;
  • Светозвуковая сигнализация с выводом зон возгорания на ж/к дисплее панели ARK и мониторе АРМ установленном в помещении диспетчерской блока;
  • Передача сигнала на пульт подразделений пожохраны по телефонной линии из помещения диспетчерской блока.
  • Документирование, архивирование состояния комплекса устройств и при необходимости, вывод на печать на принтер.
КАБЕЛЬНАЯ СЕТЬ ТРЦ

Кольцевые адресные шлейфы ПС (маркировка ШПС) выполняются:

открытой проводкой по потолкам за фальшпотолками экранированным кабелем в негорючей оболочке из ПВХ пластификата красного цвета марки КПСВЭВнг-LS2х2х1,0 в ПВХ трубах, металлических лотках с использованием штатных аксессуаров и крепежа (тройники, углы, муфты и пр.). Крепление труб выполняется клипсами защелками, закрепляемыми при помощи оцинкованных саморезов в пластмассовых дюбелях;

Аналоговые шлейфы ПС автостоянки и линии мониторинга (маркировка ШС) выполняются:

Открытой проводкой по потолкам экранированным негорючим кабелем в оболочке из ПВХ пластификата красного цвета марки КПСВЭВнг- LS1х2х0.5 в ПВХ трубах с использованием штатных аксессуаров и крепежа (тройники, углы, муфты и пр.). Крепление труб выполняется клипсами защелками, закрепляемыми при помощи оцинкованных саморезов в пластмассовых дюбелях;

Линии интерфейса выполняются:

  • открытой проводкой по потолкам экранированным негорючим кабелем в оболочке из ПВХ пластификата красного цвета марки КПСЭнг-FRLS 2x2x1,0 в ПВХ трубах, металлических лотках с использованием штатных аксессуаров и крепежа (тройники, углы, муфты и пр.). Крепление труб выполняется клипсами защелками, закрепляемыми при помощи оцинкованных саморезов в пластмассовых дюбелях;
  • Не допускается прокладка шлейфов и соединительных линий ПС в одних кабельных каналах с цепями напряжением свыше 60 В.
  • При параллельной открытой прокладке расстояние между проводами и кабелями шлейфов сигнализации о пожаре и соединительных линий с силовыми и осветительными проводами должно быть не менее 0,25 м.
  • При параллельной прокладке расстояние от кабелей до трубопроводов должно быть не менее 100 мм.
  • При пересечении кабелей с трубопроводами расстояние между ними должно быть не менее 250 мм.
  • При прокладке по потолку расстояние от кабельных проводок до стен и до потолка при прокладке по стене параллельно перекрытию должно быть не менее 100 мм.

Прокладку кабелей в стояках выполнять в металлических трубах Ду 32. Проходы кабелей через стены и перегородки выполняются в отрезках ПВХ труб Ду20, фиксируемых в отверстиях при помощи цементного раствора.

ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ ПС

Система АПС ТРЦ по степени обеспечения надежности электроснабжения относится к потребителям I категории надежности по ПУЭ и должна иметь соответствующий этим требованиям источник электропитания. Электропитание приборов АУПС осуществляется от щитов электропитания 220В учтенных в разделе «Внутреннее электрооборудование». На период пропадания в сети переменного тока, напряжение 24В будет подаваться на устройства от встроенных аккумуляторных батарей.